Главная » Статьи » Отзывы и рецензии

"Демон Эльдорадо" (Крылов)
Олег Никитин – один из немногих литераторов, действующих на поле русфантастики, за каждой новой книгой которого я слежу с пристальным неослабевающим интересом. Дело в том, что Олег Никитин - боже вас упаси спутать с Юрием! ;) - в отличие от огромной массы коллег, привержен идее: ПЕРВИЧЕН КРЕАТИВЩИК, то есть писатель, а никак не издатель или книготорговец.
Посему он не строчит удручающе однообразных сериалов о хрониках Запределья, не пользуется убогоньким, но популярным конструктором «составь фантастический роман из готовых кубиков», а творит лишь то, что хочется ему самому. И лишь так, как хочется ему самому. Фэнтези, футуропанк, космическая опера, авантюрный роман, магическая проза... что угодно, всё подвластно, когда главное – сказать не сказанное ранее никем. И самое странное - он находит при этом издателей! Да не какой-нибудь «Шитфакиздат» из Бобруйска, а издателей солидных, брендовых. Посмотрите, что у него в портфеле: престижная серия АЗБУКИ «Правила боя» (где Мария Семёнова, между прочим); «Заклятые миры» и «Звездный лабиринт» АСТ (в рекламе не нуждаются); теперь вот «Мужской клуб» КРЫЛОВА. Наверное, неспроста главные редакторы включают его нетипичные, в общем-то, книги в план, как полагаете? Нет, говорите, что угодно, а я останусь при своем: Олег Никитин не рядовая фигурка на пару ходов по игровой доске НФ, а самый что ни есть оперативный тактический резерв русской фантастики. Конечно, бойкие кирасиры фэнтезийщики-ролевики хороши в атаке, хороши и артиллеристы, мечущие ядра фантастических боевиков. Но победу приносит именно тактический резерв, умеющий абсолютно всё и вовремя выпущенный на поле боя. Кстати, именно таким резервом была победоносная «Старая гвардия» великого Корсиканца ;).
Ну а теперь о его новом романе, "Демон Эльдорадо".
Книга выпущена в серии "Историческая авантюра". Закономерно. Там действительно имеется и исторически-этнический колорит (доколумбова Америка), и крепкая детективная и нтрига (так я вам и сказал), и брутальный герой. Интерес к развитию сюжета поддерживается небанальными для этого жанра средствами: драк и прочего рукомашества, типичного для развлекательной литературы, тут не так много, основное же внимание уделяется психологическому аспекту палеоконтакта. Чего только стоит сцена первого "разговора" с пришельцами! Как принято говорить на приеме у доктора: «Один мой друг, читая её, смеялся как сумасшедший».
Представьте только, что должны чувствовать дикари, среди которых стали жить боги. Чего проще, как два пальца об асфальт, скажете вы, – таких сюжетов вагон. А если я возражу, что боги "Демона Эльдорадо" с каждым днем все больше обнаруживают перед дикарями (которые не такие уж и дикари) свою небожескую "обыденность"? Автору удалось тонко передать все нюансы смены настроения аборигенов от полного обожествления пришельцев к столь же законченному неприятию, что и вылилось (в полном согласии с логикой) в кровавый переворот.
Не менее, а по мне так более любопытны и "побочные" коллизии романа. Во-первых, интересно на редкость взрослое поведение молодого воина Солнца, одного из центральных сюжетообразующих персонажей, который проявляет подлинную высоту духа, когда его невеста становится избранницей богов. Далее, верховный жрец, также от слепого обожания пришедший к протесту и включившийся в заговор. А главный герой, наш современник-турист? Попадая в прошлое-фантастическое, он все время помнит об этой «воображаемости» мира - отсюда и кажущаяся немотивированность его поступков: ведь все окружающее воспринимается им как порождение его собственного сознания! Его стремление получить максимум ощущений и не разрушить при этом себя как личность (то есть не умереть) и становится в конце концов той путеводной звездой, которая делает его как бы отстранённо стоящим НАД столкновением пришельцев и аборигенов. То есть подлинным богом. И духовно, и даже физически он оказывается сильнее чужих богов. Недаром в финале именно его яростное желание уничтожить предателя становится толчком для катастрофы. Этот своеобразный ментальный импульс и вырывает его в итоге из прошлого.
Между прочим, пусть никого не пугает слово психологичность. Она вовсе не давит читателя, не лезет в ноздри наподобие оглушающего амбре какого-нибудь «Шипра», она - как хороший аромат дорогого парфюма абсолютно неназойливо облегает со всех сторон. Она едва различима, и в то же время – присутствует. Имеется в книге и здоровый эротизм (секс под облаками между солдатом и богиней - это сильно), и квалифицированное (насколько возможно) в историческом плане описание эпохи и быта.
В общем, получилась странная историческая авантюра! Думаю, можно считать ее вполне серьезным романом, заставляющим читателя возвращаться к тексту и после прочтения.
Александр Сивинских

Дело белого бога
22 августа 2007 - А что, брат-читатель! Не надоело ли тебе раз за разом попадать по воле автора в более или менее условное средневековье? Не рябит ли в глазах от блеска доспехов и пестроты дамских нарядов? Не возникало ли желания в кои-то веки посмотреть на иные эпохи и земли? Что ж, есть возможность.
Потому что снедаемый жаждой экзотических приключений богатый бездельник Алекс, хлебнувши неведомого пойла в одном из притонов Лимы, вдруг оказался в святилище неведомого божества, посреди индейского поселения, за много веков до Колумба.
Это, согласитесь, куда оригинальнее! А дальше - полный джентльменский набор удовольствий. Загадочные убийства, могущественные жрецы, тайные интриги и военные походы. И даже - кто бы мог подумать! - летающая тарелка с самыми взаправдашними пришельцами. Вообще-то, сторонники идеи палеоконтакта, как правило, обращают свои взоры именно к Центральной и Южной Америке. Так что, предложенную Никитиным версию нельзя назвать совсем уж безосновательной.
Ну и красивая любовь, конечно. Куда ж без нее!
Надо отдать автору должное. Вообще, доколумбовы цивилизации, мягко говоря, не отличались особым очарованием. Мрачненькие, прямо скажем, там царили нравы. Одни только человеческие жертвоприношения по поводу и без чего стоили! Но Никитин нашел воистину хитроумный способ несколько обелить кровожадных индейцев. Гуманный вождь, избегающий лишнего кровопролития, не только позволяет нашему современнику без колебаний принять свою сторону, но и настраивает против себя отдельных представителей жречества, что вносит в текст дополнительную интригу.
Не менее интересна и другая сюжетная линия - история рядового воина Кетука, волею случая оказавшегося втянутым в перипетии большой политики. Переплетаясь с историей Алекса, она придает книге должный объем, позволяя взглянуть на одни и те же события с разных мировоззренческих позиций. Любопытный прием, от которого книга только выигрывает.
К сожалению, я не настолько хорошо знаком с историей Латинской Америки, чтобы составить компетентное мнение о точности описываемых в романе событий. Однако щедро рассыпанные автором драгоценные мелочи быта создают столь достоверную картину, что ее более чем достаточно самому требовательному читателю. Внутренняя логика, наполненность текста заслуживают самой высокой оценки.
А герой, переживший головокружительные приключения, щедро одаренный друзьями и недругами, все же находит дорогу домой - в свой мир, в свое время. Но память о Белом Боге, некогда жившем среди них, еще долго оставалась в сердцах коренных обитателей Америки. И время от времени среди них появлялись младенцы с необычайно светлой кожей...
Андрей Ермаков (опубликовано в журнале "Порог")
 
Не супер, но довольно занимательно. Читал, скажем так, с интересом.
Нестыковки и исторические реалии оставим на совести автора.
 
На некоей планете происходит очередной правительственный перевот. Группа сторонников павшего режима успевает удрать на Землю - отсидеться. Попадают они куда-то в район нынешнего Перу, но в ещё доинкские времена. Туда же проваливается и наш современник-мажор, выгуливавший свою девицу по экзотическим странам и вкуривший какой-то дури в местном кабачке. На бедных индейцев, ессно, сваливаются обе эти чумы почти одновременно...
Ну, как бы, описан быт аборигенов, коку жрут, опять же. Что хотелось сказать - я так и не понял.
Falcrum
 
Жертвоприношения, изобилующие кровью, ночью на улице, каверзные интриги при дворе властелина, безжалостная конкуренция с юным жрецом. На судьбу нашего современника, попавшего вследствие магичного ритуала, в античную деревушку Южной Америки, где ничего не знают об инках, выпадают все эти испытания. Люди здесь сталкиваются с посторонними богами, пытаются подчинить всех собственной воле, и будущее господство принесет не только блага, а и много смертей. Главный жрец, обычный воин и прибывший из будущего гость - смогут ли они бороться с нависшей угрозой, и какими их сделает эта смертельная битва.
Безымянный рерайтер
 
В общем аннотация достаточно полно описывает сюжет. Ожидалась попаданская сага, но к чести автора попаданец столкнулся с тривиальными проблемами, которые обходятся стороной во многих попаданских рассказах — как доказать, что ты из будущего. Окончание подкачало.
tirthika


Категория: Отзывы и рецензии | Добавил: megallin (18.08.2009)
Просмотров: 1064 | Теги: Демон Эльдорадо, отзыв, Олег Никитин, роман, Рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
В этом разделе
Регистрация
Погода окрест
Погода в России