Главная » Статьи » Статьи

О проекте "Вавилон" и клубе "Радиант"
Евгений Александрович - сложно мне называть его так, т.к. ему тридцать = старше меня всего на 6-7 лет. Сложно, но можно.
Зам главного редактора по фантастике Евгений Александрович Пермяков сунул мне, подав, пачку "Уральских следопытов", говоря не только мне: "Двух номеров так и нет. Даже авторам авторские экземпляры выдавать нечем". Повернулся к шкафчику типа серванта и наколдовал еще стопочку каких-то малюток-А5 с цветными одноцветными обложками.
- Перед Олегом, - подняла голос Нелли Леонидовна, - придется отчитываться за экземпляры.
- А пошел он.
- Ну-у, - улыбнулась она.
Он же сел.
- Виктор Федорович просил спросить вас о каких-нибудь местных новостях.
- У нас тут, - зам главного редактора сел и облокотился на стол в своей самой обычной позе, сложив ладони в подвижный такой замок, - вовсю идет литературная жизнь - вот сидим с авторами, чаек пьем с печеньем. Бывает очень полезно в смысле продуктивности... - похвалился.
Мне представился холл редакции, куда выходила дверь в том числе этого кабинета, с несколькими креслами, диваном вокруг широкого круглого стола, - только полный пишущего творческого народу, с дымящейся в несколько струек пепельницей, паром из чашек и большим таким редакционным чайником литров на пять.
- ...Работает литагенство.
- Ого.
- Да. У нас связи с "Центрполиграфом", например. Который, кстати, открывает новую серию фэнтези. А еще есть здесь у нас такой писатель Антон Орлов, который и будет печататься. Кстати, открою секрет, - Евгений Александрович хитро, с исподлобья, глянул лично на меня. - Антон Орлов - псевдоним, под которым сокрылась девушка. (VIII) Еще что? Исайя Давыдов - есть такой старый автор, ты и не знаешь, - переиздал в 98-м свой еще советский роман "Я вернусь через тысячу лет". Сейчас... Переработал, подчистил его, конечно. И - пишет продолжение, вторую часть.
Я сидел просматривал даденное. В т.ч. два сборника "Точка отсчета", появившихся по итогам екатеринбургских "Аэлит", "фэнзин" "Вавилон" (единственный номер - 4-й за 2000), два чистолитературных приложения к нему - сборники "Бутылка Клейна" 1 и 2.
- Да, - кивнул главный фантаст Урала на то, что было в моих руках (XVI). - Пусть Виктор Федорович посмотрит, и если ему понравится, наши авторы смогут присылать вам что-нибудь печататься. Это реально вообще?
- Да, - быстро опрометчиво поддакнул я. - Попробуйте. (IX)

XIII
Хорошая привычка ... КЛФ ихний вообще организованней того, что у нас им, правда, и не является - редакционных собраний в воскресенье в библиотеке (им. Крупской в 14.00). ... - председатель "Радианта", он же Евгений Александрович читает новости (скаченные из Интернета).
Сейчас вот подобрался к "Хьюго" этого года и запнулся на английском произношении названия одного из текстов-лауреатов.
- Дай я, - позаимствовал у главного уральского фантаста (фэна?) листок распечатки один парень его лет. Другой, рядом, чуть старше меня, поправил очки и начал заглядывать через плечо коллеги.
О последнем призере:
- Лучший журнал, фэнзин - "Вавилон", уа-у! - и серьезное выражение под вскинутым в потолок кулаком. Все:
- Ха-ха-ха!
Громко. (XV)

XVI
Есть такие многочисленные издания на Урале, которые весьма напоминают друг друга (внешне, по минимуму), - с чем, думается, согласятся в Екатеринбурге. Возьмемся за "Точку отсчета". Эти сборники собираются по итогам "Аэлит", и передо мной - '98 (XVII) и '99 (XVIII). Как и другие 'А-5, они изданы по принципу "хоть какой-то цвет - обложка, остальное - во всех отношениях - ч/б".
Что важно - все подобные издания наполняют фото авторов, сопровождая соответствующие тексты (если, конечно, фото предоставлены их хозяевами).
"Вавилон" отличается наличием некоторого публицистического антуража ("мой" номер был посвящен юбилею Лафкрафта, for ex.), большей иллюстративной направленностью (много "посторонних" фотографий, ...), хотя проза - все равно перевешивает с какой хотите точки зрения (но есть, есть и поэзия). (XIX)
"Бутылка Клейна", Вып. 1 и 2 ("Твоя личная зима" (XXI) и "Последний звонок" (XXII)) - литературные приложения к "Вавилону", появившиеся по причине непомещаемости поставляемой авторами прозы в фэнзин. Что, э-эх, не может не радовать.
А еще есть одна треть "Уральского следопыта", отдаваемая фантастике - "Аэлита", куда попадает прочее (прочее! the best of, судя по романам В. Крапивина, напр.). Который публицистикой разной, что очень ценно, не пренебрегает (XXIII). Да и А-4-й формат ко многому в смысле траты места располагает. (VII)

XVIII
"Точка отсчета-99":
Этот сборник мне показался менее сыроватым "-98"-го. В конце концов последняя страничка перед обложкой отдана "Для критических заметок", но вот жаль наоставляю я их, а - ... Адресат, сиречь авторы - все равно не прочтут - в нашем-то экземпляре, увезенном в город Астрахань, город Астрахань, чайку белую на лету.
Андрей Попков - по слухам известный в Екатеринбурге автор - представляет рассказ "Похоронный плач". Атрибутика текста (т.е. предметный мир) располагает к мыслям о всяческих фантастических параллелях, но заниматься этим не хочется. Ну почему-то лично мне - Брэдбери, Лем и какой-то малобюджетный фильм. Земля-2, на которую приземля-2-ется Алексей, который все равно быстро становится спящим=умершим по масштабам этой планеты, и появляется из-за поворота вечный кэрролловский вопрос "which dream of?", что лично меня здорово радует.
Затем, в сборнике есть (лучшая вещь) отрывок из повести Олега Никитина "Шарик в кубике" "Дырка в Бутылке Клейна". Это действительно неординарная штука, как сказал бы один известный политик. Герой повести Пайк попадает в свою очередную Вселенную, из которой ищет лаз в следующую. Нам неизвестно, долго ли он подобной ерундой занимается, но оказывается в мире Бутылки Клейна в трусах (!!!), а это здесь очень важно - оказаться в нижнем белье, а не без. Девушка Лера, под началом которой гарем мужиков, принимает парня к себе, и они гуляют по Бутылке Клейна, гуляют. И это позволяет автору сконструировать действительно удивительный мир геометрических безобразий, где горлышко его (ее) упирается самому себе (самой себе) в бок. И эта Бутылка становится символом и названием лит. приложения к "Вавилону". (XVI)

XIX
"Вавилон" 4/2000 (8) (По дорогам Лафкрафта):
Фотки в рубрике "Пантеон Богов" на входе (постоянная? рубрика в одну страничку) - Парнов, Платонов рядом... Чего-то я недооценил в ней, это явно.
Проза, как уже говорил, занимает ого сколько площади. Е. Брызгалов с рассказиком "Рай в блокаде" привлек внимание первым, в том числе объемом, но особенных эмоций не вызвал. За предсказуемостью. Рукотворный такой климатический и т.п. рай на Земле безусловно рано или поздно потеряет герметичность своего купола - это понятно... Н. Бодров прежде чем написать милую безделушку "Рыба-Зеленуха" явно читал бессмертный бестселлер Ч. Айтматова про Буранный Полустанок и его бессменного смотрителя Едыгея. Была в том романе такая легенда о Золотом Менкре - рыбе, желанной женщине в положении... Таинственную рыбу Зеленуху ловят в захолустном озерце, и нырнувший за ней выныривает через несколько дней, после своих поминок.
А. Стрельцов отметился в журнале небольшим текстиком "Разрушитель", где оным в течении I-VI эпизодов является невинная толстая девочка. Парад комплексов! Интересно, что дежурное фото, которое АС прилагает к своим публикациям, - детское умильного мальчишки с телефонной трубкой, чует мое сердце - игрушечной. Такой играющий с литературой пацанчик.
Рубрику "Детям о спичках" заняла Н. Зольникова с "Тоже секретными материалами" - стихотворной издевательствой над сакральным сериалом. И детскими рисунками к ним. "Малдер Пупс и Дуня Скалли стрессы как-то раз снимали..."
Миниатюра в принципе представлена в номере достаточно полно и разносторонне. Вот еще пара их. В. Брусков с талантливой чернухой на богословскую тематику, Ю. Кирченов с глубокомысленным текстом "За гранью" - непересказуемым, многозначительным и наивноватым. Как сказал классик - сильно, но непонятно. Самое яркое воспоминание о том, как я держал "Вавилон" в руках, связано с последним автором: фотография. Человек в летах с ужасными, перепуганно-страшными за жизнь глазами.
Олег Никитин представлен здесь "Рассказом с картинками" 1984 (!) года, еще школьным, что ли. Фантастический выдумщик, монстр уральской литературы истощается? Нет, публикует полное собрание сочинений.
На свежую голову написан рассказ "А вдруг это правда?" Е. Скороходова - о предполагаемом начале (глобальнее - причине) второй чеченской... Впрочем она - самая обыденная - НЛО в земле Дагестана.
Публицистика представлена статьей К. Крутских (маньяки стиля - любят сопровождать публикуемое своими детскими фото!) "Возвращение мадам Армуаз". Где автор педалирует мысль о развращенности современного фантастического чтива (осторожно, порнография!), в то время как Настоящая Фантастика (НФ - (c) А. Д.) должна нести нравственность в массы и быть свободной от подобного ... А по-моему, так - какая же это свобода? (XX)
А еще публицистика представлена развернутым житием Г. Ф. Лафкрафта "Отшельник из Провиденса" И. Г. Халымбаджи (посмертно). Очень здоровская вещь для тех, кто о Лафкрафте знает только почти фамилию; такой в целом очерк о жизни и творчестве (я и говорю - житие).
Перевод цикла сонетов "Грибки с Юггота" Лафкрафта логически завершает номер, предваряясь вступлением самого переводчика Олега Мичковского. Все замечательно, только если сонеты Лафкрафта шекспировские в смысле строфики, то где же эта шекспировскость строфики? Впрочем, чем черт не шутит...
Фэнзину же хочется желать всего, хорошего и побольше. А главное - лучшего оформления. Чтобы читать хотелось не только из любви к фантастике. Юмора - вкусного и здорового. Уверенности. (XVI)

XXI
"Бутылка Клейна" Вып. 1: "Твоя личная зима":
Тема (доминанта) сборника: автор, писатель и его творение.
А. Северский (мне нравится фамилия - с ней хорошо петь блатной шансон) вновь попался мне на глаза рассказом "Норма". Вроде бы ничего особенного - герой и В. М., маньяк и писатель. Персонаж желает смерти автору. Вроде бы ничего особенного, но не верится, что Северский не видел хотя бы издали одноименную книжку Владимира Сорокина "Норма" (сделанную по соседству, - в "Уральском рабочем", - типография).
Олег Никитин (мое внимание к нему постоянно, извините, - как сказал классик) опубликовал мистическую вещь "Имя собственное". Автор разных хорроров Ник. Улин приезжает на конференцию, слет коллег и влипает в неприятную историю с трупом, слишком болтливыми собутыльниками и закланием под занавес. Но самое интересное - это приключения Ник.овского ник-нейма, заканчивающиеся хоть и предсказуемо, но изобретательно.
...А вот моей девушке больше всего понравился текстик "Твоя личная зима", - я проигнорировал из-за отсутствия достатка во времени. (XVI)

XXII
"Бутылка Клейна" Вып. 2: "Последний звонок":
Доминанта сборника: стилизации во всех видах.
Очень талантливый выпуск, - понравившимся насытился.
Д. Гаврилов начал выпуск своей "забытой былиной" "Почему на Руси перевелись богатыри". Мне знаком фольклорный оригинал, и могу сказать с полной ответственностью: "стилизация" получилась достаточно богатая по части нововведений, и освежевана ее тушка - современно.
"Моцарт и Сальери. Дубль два" В. Купцова лишь отчасти оригинально толкует легенду - перевернуть музыкантов местами напрашивается само собой, и выход из ситуации какой-то странный - не знать механизм брудершафта - это ж надо Моцарту быть таким невеждой, черт возьми.
Не очень я догадался, кому подражали и подо что стилизовались, к примеру, О. Овчинников ("Технологическая ошибка" - скорее всего, просто такая неожиданная иллюстрация к научной статье А. С. Каверина; героя зовут Андрей, что кстати) и Людмила Никора ("Привиденьё"). Впрочем, моя непонятливость не умаляет их личных достоинств.
И наконец Олег Никитин, ибо что я без него. Его здесь два: "Анекдоты о Пушкине (Все о Пушкине. Новости пушкинистики)" с В. Павловым и "Лотосоокая и Дерево Желаний Кальпаврикша" - еще один осколок панорамы "Шарик в кубике", - как бы подделка под нечто такое оченьдревне- индийское. Красивая неуемностью фантазия - это хорошо, но претензии: зачем "Анекдоты" было делить на две части, когда обе в принципе малоразличимы?, зачем столько сносок, комментирующих "Лотосоокую..."? - без них вещь смотрится очаровательнее и фантазеристей. И где, задаюсь я опять вопросом, достать мне "Шарик в кубике" целиком (эх, жизнь моя жестяно-баночная)? Ведь не пришлет мне ее автор наложенным платежом, ох не пришлет... (XVI)

Алексей Дмитриев (фэнзин "Гном")
Категория: Статьи | Добавил: megallin (18.08.2009)
Просмотров: 984 | Комментарии: 1 | Теги: бутылка клейна, отзыв, повесть, точка отсчета, рассказ, роман, фензин, журнал, Вавилон, Рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
В этом разделе
Регистрация
Погода окрест
Погода в России